Исследования

Результаты работы Лаборатории дистанционного образования в экстремальных условиях за период с 1998 по 2018 год

В 1998 году в составе Современного гуманитарного университета (впоследствии – Академии) была создана Лаборатории дистанционного образования в экстремальных условиях, возглавил которую известный путешественник и мореход Фёдор Конюхов.

Главная цель, поставленная перед Лабораторией – проведение исследований и образовательных экспериментов по отработке форм и методов дистанционного обучения в необычных, намеренно усложнённых ситуациях, для понимания нюансов и последующего совершенствования инструментария при использовании новых подходов к образованию.

Выбор Ф.Конюхова в качестве руководителя Лаборатории был обусловлен нестандартной исследовательской задачей Он оказался идеальной моделью дистанционного студента – человек в возрасте, во время путешествий находящийся в длительной изоляции, имеющий постоянную сложную нагрузку (управление транспортным средством, прокладывание маршрута, обеспечение условий для выживания в экстремальных условиях) и очень сильную мотивацию к обучению. Такая «живая модель» как нельзя лучше подходит для проведения замеров работоспособности и ее влияния на результаты обучения, для сопоставления с результатами обучения «стандартных» студентов, поиска новых форм представления учебных материалов и управления учебной активностью студента, удаленной диагностики результатов обучения и оказания педагогической поддержки.

Как руководитель Лаборатории, Ф.Конюхов координировал усилия большого коллектива ученых и разработчиков, генерировал идеи по тестированию дистанционных образовательных технологий и сам же, в своих экспедициях, их воплощал, творчески подходил к представлению результатов экспериментов – помимо традиционных форм отчетности (статей и монографий) отчетный фонд лаборатории включает несколько научно-популярных фильмов, телепрограмм, фотографии, картины.

За время работы Лаборатории был осуществлен ряд комплексных проектов, результаты которых имеют большое прикладное значение.

Эксперименты по исследованию возможностей человека при обучении в экстремальных условиях, отработке инновационных инструментов для дистанционного обучения, сопровождения автономного обучающегося, темпа усвоения знаний у студентов старших возрастов и повышению эффективности обучения за счет дидактических инноваций и оптимизации функционального состояния обучающегося проводились в соответствии со специальными заданиями и программами в рамках организованных по инициативе Ф.Конюхова комплексных  экспедиционных проектов, перечисленных ниже:

1997 год

Восхождение на потухший вулкан Килиманджаро (5895м, Африка), гору Мак-Кинли (6135 м, Аляска) и завершение – впервые россиянином – Альпинистской программы «Семь высочайших вершин мира»

1998-99 гг.

Комплексная кругосветная экспедиция в рамках гонки «Around Alone» на яхте «СГУ» по маршруту: Франция – США — ЮАР — мыс Горн — Новая Зеландия — Уругвай — США – Франция.

2000 год

Участие в гонке на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж – Ном. Протяженность маршрута 1 600 километров.

2001 год

Участие на яхте «СГУ» в кругосветной безостановочной парусной гонке одиночек «Vendee Globe»

2002 год

 

Караванная экспедиция на верблюдах «По следам Великого Шелкового Пути-2002», I этап, с участием студентов СГА. Маршрут: Калмыкия – Астраханская обл. – Дагестан – Ростовская обл. – Волгоградская область – Калмыкия. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов. Старт 04 апреля 2002г., финиш в Элисте 12 июня 2002 г.

2006 год

Организация испытаний экспериментального полярного парусного  буера «СГА»  на восточном побережье Гренландии.

2007 год

 

Пересечение Гренландии на собачьих упряжках (более 700 км) в районе полярного круга через ледниковый панцирь (высота до 2500 м).

2009 год

Международная экспедиция «По следам Великого шёлкового пути», II этап. Маршрут: Монголия – Алтай – Калмыкия (6,5 тыс.км)

2011 год

Международная экспедиция «Ковчег завета». Пересечение на верблюдах Эфиопии с юга на север по маршруту Харар – Афарская саванна – Эфиопское нагорье – Аксум.

2012 год

Экспедиция в Тибет с восхождением на Эверест, 09.04-29.05.2012г. Район дислокации – Гималаи (Непал), Тибетское нагорье (Китай), северный склон горы Эверест-Джомолунгма (Китай). Исследования проводились в Катманду (1500 м), Лхасе (3500 м), Шигаце (4000 м), палаточном Базовом лагере под Эверестом (5200 м).

2013 год

Осуществление первого этапа экспедиционного проекта «Северный полюс – Гренландия», переход Фёдора Конюхова и Виктора Симонова с собачьей упряжкой по дрейфующим льдам от точки Северного полюса до побережья Канады (о.Уорт Хант). 900 км пройдено за 46 дней.

2013-14 гг.

Автономный переход на весельной лодке «Тургояк» через Тихий океан, за 160 дней, по маршруту Кон-Кон (Чили, Ю.Америка) – Мулулаба (Австралия), в одиночку, декабрь 2013 – май 2014 г., 17 тыс. км.

2015 год

Рекордные по длительности полёты Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло на тепловых шарах «Бинбанк», «Бинбанк Премиум».

2016 год

Одиночный кругосветный перелёт на воздушном шаре «РОССИЯ-МОРТОН». Старт и финиш в Австралии (аэродром г.Нортхэм), более 34 тыс. км за  11 дней и 6 часов , 12-23.07.2016г.

2018 год

Старт первого этапа одиночного кругосветного перехода на вёсельной лодке «АКРОС» по маршруту п.Чалмерс (Данедин, Н.Зеландия) – м.Горн (Чили), 9 тыс. км.

Научная программа исследований в ходе экспедиций состояла из 3 модулей:

Модуль 1. Дидактический.  Учебная нагрузка, реализованная в виде компьютерных обучающих программ с разными вариантами интерфейса и представления учебного материала.

Модуль 2. Когнитивный.    Периодическое тестирование скоростных характеристик памяти – при помощи методики ТУЗ (темп усвоения знаний), используемой в учебном процессе СГА.

Модуль 3. Психофизиологический.  Периодическое измерение вегетативных показателей (частота сердечных сокращений и вариабельность сердечного ритма) и антистрессовая тренировка  в режиме биологической обратной связи (БОС)  при помощи программно-аппаратного комплекса «БОС-Пульс». Программа антистрессовых тренингов в экстремальных условиях  составлена в рамках научного сотрудничества СГА, НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН и биологического факультета МГУ.

В ходе экспедиций, при выполнении Ф.Конюховым исследовательских и экспериментальных заданий, осуществлялся контроль его психофизиологического состояния.

Наиболее важные научные результаты, полученные лабораторией:

  • освоение Ф.Конюховым бакалаврского курса по юриспруденции (обучение по программе проводилось в ходе кругосветной парусной экспедиции)
  • выявление в психофизиологических показателях состояния Ф.Конюхова и его учебной деятельности существенных изменений на протяжении экспедиций, обусловленных процессами адаптации к экспедиционным условиям и более интенсивным физическим и психологическим нагрузкам
  • выделено и описано пять этапов процесса адаптации, характерных для обучения в экстремальных условиях, с периодами снижения и роста показателей общего состояния испытуемого и его учебной активности
  • выявлена связь значительного улучшения показателей здоровья, эмоционального благополучия и, как следствие, интеллектуального состояния участника эксперимента с уменьшением стрессогенных факторов; например, в ходе парусной кругосветки Around Alone этот этап соответствовал стабилизации положения Ф.Конюхова в гонке, когда он продолжил её вне зачета
  • динамика показателей времени и результативности ежедневных учебных занятий Ф.Конюхова на всем протяжении экспериментальных периодов обучения сходны с динамикой показателей его психологического, интеллектуального, эмоционального и физического состояния в ходе экспедиций
  • между временем обучения и показателями окружающей среды (температурой и влажностью воздуха) установлена обратная зависимость
  • зафиксировано, что временные затраты на различные виды учебной деятельности Ф.Конюхова во время участия в гонке в 4 раза меньше, чем средние временные затраты студентов, обучающихся в стандартных условиях по дистанционной технологии
  • определено, что процесс усвоения знаний в экстремальных условиях высокогорья (выше 3000 м над уровнем моря) крайне осложнен, что, в первую очередь, связано с кислородным голоданием и его негативным воздействием на различные функции человеческого организма, включая деятельность головного мозга
  • учебная деятельность в экстремальных условиях высокогорья может осуществляться только на высотах ниже 4000 м (именно там, во время акклиматизационных спусков из расположенных наверху промежуточных лагерей, функции организма, включая познавательные возможности, более-менее нормализовались; когда человек находится в состоянии ощутимой гипоксии, постоянной бессонницы, отсутствия аппетита и, нередко, головной боли как следствия «горной болезни», очень тяжело заставить мозг напрягаться и думать о чем-то ином, кроме как о мерах по обеспечению элементарной выживаемости – только короткие курсы, состоящие из серии лекционных модулей и тестов, участниками эксперимента были успешно пройдены)
  • программа психофизиологического тестирования на основе программно-аппаратного комплекса БОС-Пульс оказалась максимально щадящей по отношению к испытуемым в условиях Арктики и высокогорья (при ее выполнении не требовалось дополнительных усилий от поставленного в крайне жесткие условия, вынужденного каждую секунду «выживать» организма, а предварительная обработка данных показала, что в процессе тренингов достигалась и их основная цель – оптимизация функционального состояния; частота пульса на высоте 5200 м, даже в спокойном состоянии, как правило, превышала 100-110 ед. и только при спуске до 4000 м  и ниже отмечалась нормализация сердечной деятельности).

Результаты экспериментов, выполненных лабораторией, послужили основой для масштабного обновления дистанционной образовательной технологии СГА с сокращением групповых лекций и увеличением доли индивидуальных занятий. Эффективность первого этапа изменений образовательной технологии была оценена через год после их внедрения – за счет индивидуализации образовательного процесса удалось сократить отчисляемость студентов после первого курса на 12%. Лабораторией, с участием Московского городского педагогического университета (МПГУ), было проведено в 2001 году сравнительное исследование эффективности обучения при обновленной дистанционной образовательной технологии и при традиционной. Куратором исследовательского проекта от Минобразования РФ выступил Л.С.Гребнев. В результате этого исследования эффективность дистанционной образовательной технологии была оценена на 20% выше, чем традиционной.

Эксперименты, выполненные Лабораторией, и последующий успех реализованных по их результатам инноваций определил дальнейший вектор развития дистанционной образовательной технологии СГА в сторону большей персонализации и настраиваемой электронной образовательной среды для каждого обучающегося.

Итоги арктической и тихоокеанской экспедиций, эксперименты, выполненные в базовом лагере Эвереста, оказались  полезны для разработки системы психологического сопровождения студентов СГА, проживающих в районах высокогорья, Крайнего Севера, а также совмещающих обучение с работой на судах (моряки). Полученные данные помогли ученым НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН и биологического факультета МГУ в доработке систем тренинга с использованием принципов биологической обратной связи.

Лаборатория дистанционного обучения в экстремальных условиях продолжает свою работу и проводит испытания роботов-преподавателей, оценивая их помощь студенту, обучающемуся автономно и не имеющему возможности обратиться за помощью к «живому» преподавателю. В результате должна быть отработана социально значимая технология образования, подходящая для индивидуального обучения таких категорий студентов, как осужденные в исправительных учреждениях, люди, проживающие в районах с нестабильным доступом к сети интернет и т.п.

В 2018г. изменился статус  лаборатории, она  была преобразована в  Экспериментальный центр развития образовательных технологий в экстремальных условиях (АНО «Лаборатория Фёдора Конюхова»).

Результаты научной работы Лаборатории  опубликованы в статьях и монографиях:

  1. Каданкова Н.Н., Конюхов Ф.Ф., Крутий И.А. Опыт использования дистанционных образовательных технологий СГУ в экстремальных условиях. Труды СГУ, вып.10. М. СГУ, 1999. с.43-50
  2. Конюхов Ф.Ф. Наедине с океаном. Мое кругосветное плавание на яхте «Современный Гуманитарный Университет». — М. СГУ, 2000, 315 с.
  3. Зайцев В.В. Эколого-образовательная программа экспедиционных проектов Фёдора Конюхова в 1998-2001гг. Телекоммуникации и информатизация образования, № 6 (7), СГУ, М. 2001, с.97-101.
  4. Карпенко М.П. Современное образование: взгляд на проблему. Журнал Фёдора Конюхова, № 1, 2002, с. 116-119.
  5. Зайцев В.В. Проблемы информатизации образования в рамках экспедиционного проекта «По следам Великого шелкового пути». Телекоммуникации и информатизация образования, № 6 (13), СГУ, М., 2002, с.101-106.
  6. Зайцев В.В. Через СГУ ТВ – в единое образовательное пространство. Журнал «Телефорум», №1, ЕАТР, М., 2002г., с. 72-73
  7. Карпенко М.П., Зайцев В.В., Покровский С.Л. Экспедиционный проект «По следам Великого шёлкового пути». Тезисы Международного конгресса «Электронные СМИ Евразии: культурная общность в эпоху глобализации» (в рамках V Евразийского Телефорума), ЕАТР, М., 2002.
  8. Конюхов Ф.Ф., Зайцев В.В. Экспедиционный проект «По следам Великого шёлкового пути». Тезисы доклада на IV Международном симпозиуме «Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения», МГИДА, М., 2002.
  9. Зайцев В.В. По следам Великого шёлкового пути. Живописная Россия, Российский географический журнал, № 6, М., 2002.
  10. Зайцев В.В. Новые горизонты Шёлкового пути (результаты эксп.проекта «По следам Великого шёлкового пути», I этап). Тезисы доклада на I Международном симпозиуме «Великий шёлковый путь», International Black Sea University, Тбилиси, Грузия, 2003.
  11. Карпенко О.М., Зайцев В.В. Буер СГА для Антарктиды. Телекоммуникации и информатизация образования, № 4 (35), СГУ, М., 2006, с.78-81
  12. Зайцев В.В. Под парусом через Гренландию. Живописная Россия, Российский географический журнал, № 4, М., 2006, с.34-37.
  13. Конюхов О.Ф. Буер «Современная гуманитарная академия». Журнал Фёдора Конюхова, № 8, 2006, с.82-92.
  14. Зайцев В.В. По следам Великого шёлкового пути (I, II этапы). Экология и жизнь, вып.10-11, М., 2009-10.
  15. Зайцев В.В. Использование передовых технологий обучения при подготовке специалистов экстремальной сферы деятельности. Сборник «Экстремальная деятельность человека. Проблемы и перспективы подготовки специалистов», Тезисы докладов III Международной научно-практической конференции, РГУФКСиТ, М., 2007.
  16. Зайцев В.В. По пути Нансена (пересечение Ф.Конюховым Гренландии на собачьих упряжках). Журнал «Фактор риска», № 2, РГУФКСиТ, М., 2008, с.25-29.
  17. М.Карпенко, Ф.Конюхов. Экзамен принял Эверест. Журнал «Интеллект и технологии» №2 (3), М., 2012, с. 77-81.
  18. С.Васильев. Лаборатория во Льдах. Журнал « Интеллект и технологии» №2 (6), М., 2013, с. 82-91.
  19. Конюхов Ф.Ф., Зайцев В.В. Арктическая одиссея Фёдора Конюхова. Журнал «Экоград», № 9, М., 2013, с.74-81.
  20. С.Васильев. На веслах через Тихий океан. Журнал «Интеллект и технологии» № №1, 2014, с. 94-95.
  21. Л.Качалова, В.Зайцев. Тихоокеанский эксперимент одиночки. Журнал «Интеллект и технологии» №1, М., 2015, с.88-95.
  22. Панкова Н.Б., Качалова Л.М., Джафарова О.А., Чмыхова Е.В., Латанов А.В. Показатели вариабельности сердечного ритма во время высокогорного восхождения (экспедиция Ф.Ф. Конюхова на Эверест)/Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды. Материалы VI Международной научно-практической Конференции Челябинск, 08-09 ноября 2016 г.. Издательство: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета 2016. С. 290-294.
  23. Латанов А.В., Панкова Н.Б. Динамика выработки навыка управления сердечным ритмом по методике БОС-коррекции в условиях высокогорного восхождения. В книге: Нейронаука для медицины и психологии. Труды Международного междисциплинарного конгресса в рамках подготовки к XXIII Съезду Российского Физиологического Общества им. И.П. Павлова (Воронеж, 2017), посвященному 100-летию создания этого общества Иваном Петровичем Павловым. 2017. С. 253-254.
  24. Латанов А.В., Панкова Н.Б. Использование метода БОС-коррекции для оптимизации функционального состояния организма человека при высокогорном восхождении. Журнал «Экология человека», №4, М., 2018, с. 22-29.

Руководитель лаборатории СГА по дистанционному образованию в экстремальных условиях, путешественник-исследователь  Ф.Конюхов в 2014 г. был награждён Золотой медалью РГО им.Н.Н.Миклухо-Маклая, а в 2017-м – орденом «Знак Почета». Награды вручал Президент РФ В.В.Путин.

Перечень док.фильмов и программ по тематике Лаборатории (автор – В.В.Зайцев, режиссер-документалист телеканала «Первый образовательный», участник  совместных с Ф.Конюховым исследовательских экспедиций, ген.директор АНО «Лаборатория Фёдора Конюхова»):

  1. «В гостях у Фёдора Конюхова», 2000г.
  2. «Человек Планеты», 2001г.
  3. «Эксперименты» (цикл «Последам Великого шёлкового пути»), 2003г.
  4. «Заповедные земли» (цикл «Последам Великого шёлкового пути»), 2003г.
  5. «Кругосветчик» (программа «Под солнцем Ойкумены»), 2005г.
  6. «Красный буер для Антарктиды», 2006г.
  7. «По пути Нансена», 2008г.
  8. «СГА&Ф.Конюхов» (презентационный ролик), 2009г.
  9. «Академия на высоте!» (цикл «Эверест-2012»), 2012г.
  10. «Первый итог» (цикл «Арктика-2013»), 2013г.
  11. «Как это было (из первых уст)» (цикл «Арктика-2013»), 2013г.
  12. «Рождение лодки» (цикл Тихий океан-2014»), 2013г.
  13. «Мобильная лаборатория» (цикл «Тихий океан-2014»), 2014г.
  14. «К вопросу о климате» (цикл «Тихий океан-2014»), 2014г.
  15. «Ойкумена Фёдора Конюхова» (медиапроект, 15 выпусков), 2016-17гг.
  16. «Кругосветка на лодке «АКРОС». Старт», 2018г.

Вышеперечисленные фильмы, показанные по общероссийскому каналу «Первый образовательный» и отмеченные, в большинстве своём, дипломами лауреатов и номинантов различных кино-телефестивалей,  можно посмотреть на сайтах sgutv.ru, konyukhov-world.ruв YouTube.