Результаты работы Лаборатории дистанционного образования в экстремальных условиях за период с 1998 по 2018 год
В 1998 году в составе Современного гуманитарного университета (впоследствии – Академии) была создана Лаборатории дистанционного образования в экстремальных условиях, возглавил которую известный путешественник и мореход Фёдор Конюхов.
Главная цель, поставленная перед Лабораторией – проведение исследований и образовательных экспериментов по отработке форм и методов дистанционного обучения в необычных, намеренно усложнённых ситуациях, для понимания нюансов и последующего совершенствования инструментария при использовании новых подходов к образованию.
Выбор Ф.Конюхова в качестве руководителя Лаборатории был обусловлен нестандартной исследовательской задачей Он оказался идеальной моделью дистанционного студента – человек в возрасте, во время путешествий находящийся в длительной изоляции, имеющий постоянную сложную нагрузку (управление транспортным средством, прокладывание маршрута, обеспечение условий для выживания в экстремальных условиях) и очень сильную мотивацию к обучению. Такая «живая модель» как нельзя лучше подходит для проведения замеров работоспособности и ее влияния на результаты обучения, для сопоставления с результатами обучения «стандартных» студентов, поиска новых форм представления учебных материалов и управления учебной активностью студента, удаленной диагностики результатов обучения и оказания педагогической поддержки.
Как руководитель Лаборатории, Ф.Конюхов координировал усилия большого коллектива ученых и разработчиков, генерировал идеи по тестированию дистанционных образовательных технологий и сам же, в своих экспедициях, их воплощал, творчески подходил к представлению результатов экспериментов – помимо традиционных форм отчетности (статей и монографий) отчетный фонд лаборатории включает несколько научно-популярных фильмов, телепрограмм, фотографии, картины.
За время работы Лаборатории был осуществлен ряд комплексных проектов, результаты которых имеют большое прикладное значение.
Эксперименты по исследованию возможностей человека при обучении в экстремальных условиях, отработке инновационных инструментов для дистанционного обучения, сопровождения автономного обучающегося, темпа усвоения знаний у студентов старших возрастов и повышению эффективности обучения за счет дидактических инноваций и оптимизации функционального состояния обучающегося проводились в соответствии со специальными заданиями и программами в рамках организованных по инициативе Ф.Конюхова комплексных экспедиционных проектов, перечисленных ниже:
1997 год |
Восхождение на потухший вулкан Килиманджаро (5895м, Африка), гору Мак-Кинли (6135 м, Аляска) и завершение – впервые россиянином – Альпинистской программы «Семь высочайших вершин мира» |
1998-99 гг. |
Комплексная кругосветная экспедиция в рамках гонки «Around Alone» на яхте «СГУ» по маршруту: Франция – США — ЮАР — мыс Горн — Новая Зеландия — Уругвай — США – Франция. |
2000 год |
Участие в гонке на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж – Ном. Протяженность маршрута 1 600 километров. |
2001 год |
Участие на яхте «СГУ» в кругосветной безостановочной парусной гонке одиночек «Vendee Globe» |
2002 год
|
Караванная экспедиция на верблюдах «По следам Великого Шелкового Пути-2002», I этап, с участием студентов СГА. Маршрут: Калмыкия – Астраханская обл. – Дагестан – Ростовская обл. – Волгоградская область – Калмыкия. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов. Старт 04 апреля 2002г., финиш в Элисте 12 июня 2002 г. |
2006 год |
Организация испытаний экспериментального полярного парусного буера «СГА» на восточном побережье Гренландии. |
2007 год
|
Пересечение Гренландии на собачьих упряжках (более 700 км) в районе полярного круга через ледниковый панцирь (высота до 2500 м). |
2009 год |
Международная экспедиция «По следам Великого шёлкового пути», II этап. Маршрут: Монголия – Алтай – Калмыкия (6,5 тыс.км) |
2011 год |
Международная экспедиция «Ковчег завета». Пересечение на верблюдах Эфиопии с юга на север по маршруту Харар – Афарская саванна – Эфиопское нагорье – Аксум. |
2012 год |
Экспедиция в Тибет с восхождением на Эверест, 09.04-29.05.2012г. Район дислокации – Гималаи (Непал), Тибетское нагорье (Китай), северный склон горы Эверест-Джомолунгма (Китай). Исследования проводились в Катманду (1500 м), Лхасе (3500 м), Шигаце (4000 м), палаточном Базовом лагере под Эверестом (5200 м). |
2013 год |
Осуществление первого этапа экспедиционного проекта «Северный полюс – Гренландия», переход Фёдора Конюхова и Виктора Симонова с собачьей упряжкой по дрейфующим льдам от точки Северного полюса до побережья Канады (о.Уорт Хант). 900 км пройдено за 46 дней. |
2013-14 гг. |
Автономный переход на весельной лодке «Тургояк» через Тихий океан, за 160 дней, по маршруту Кон-Кон (Чили, Ю.Америка) – Мулулаба (Австралия), в одиночку, декабрь 2013 – май 2014 г., 17 тыс. км. |
2015 год |
Рекордные по длительности полёты Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло на тепловых шарах «Бинбанк», «Бинбанк Премиум». |
2016 год |
Одиночный кругосветный перелёт на воздушном шаре «РОССИЯ-МОРТОН». Старт и финиш в Австралии (аэродром г.Нортхэм), более 34 тыс. км за 11 дней и 6 часов , 12-23.07.2016г. |
2018 год |
Старт первого этапа одиночного кругосветного перехода на вёсельной лодке «АКРОС» по маршруту п.Чалмерс (Данедин, Н.Зеландия) – м.Горн (Чили), 9 тыс. км. |
Научная программа исследований в ходе экспедиций состояла из 3 модулей:
Модуль 1. Дидактический. Учебная нагрузка, реализованная в виде компьютерных обучающих программ с разными вариантами интерфейса и представления учебного материала.
Модуль 2. Когнитивный. Периодическое тестирование скоростных характеристик памяти – при помощи методики ТУЗ (темп усвоения знаний), используемой в учебном процессе СГА.
Модуль 3. Психофизиологический. Периодическое измерение вегетативных показателей (частота сердечных сокращений и вариабельность сердечного ритма) и антистрессовая тренировка в режиме биологической обратной связи (БОС) при помощи программно-аппаратного комплекса «БОС-Пульс». Программа антистрессовых тренингов в экстремальных условиях составлена в рамках научного сотрудничества СГА, НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН и биологического факультета МГУ.
В ходе экспедиций, при выполнении Ф.Конюховым исследовательских и экспериментальных заданий, осуществлялся контроль его психофизиологического состояния.
Наиболее важные научные результаты, полученные лабораторией:
- освоение Ф.Конюховым бакалаврского курса по юриспруденции (обучение по программе проводилось в ходе кругосветной парусной экспедиции)
- выявление в психофизиологических показателях состояния Ф.Конюхова и его учебной деятельности существенных изменений на протяжении экспедиций, обусловленных процессами адаптации к экспедиционным условиям и более интенсивным физическим и психологическим нагрузкам
- выделено и описано пять этапов процесса адаптации, характерных для обучения в экстремальных условиях, с периодами снижения и роста показателей общего состояния испытуемого и его учебной активности
- выявлена связь значительного улучшения показателей здоровья, эмоционального благополучия и, как следствие, интеллектуального состояния участника эксперимента с уменьшением стрессогенных факторов; например, в ходе парусной кругосветки Around Alone этот этап соответствовал стабилизации положения Ф.Конюхова в гонке, когда он продолжил её вне зачета
- динамика показателей времени и результативности ежедневных учебных занятий Ф.Конюхова на всем протяжении экспериментальных периодов обучения сходны с динамикой показателей его психологического, интеллектуального, эмоционального и физического состояния в ходе экспедиций
- между временем обучения и показателями окружающей среды (температурой и влажностью воздуха) установлена обратная зависимость
- зафиксировано, что временные затраты на различные виды учебной деятельности Ф.Конюхова во время участия в гонке в 4 раза меньше, чем средние временные затраты студентов, обучающихся в стандартных условиях по дистанционной технологии
- определено, что процесс усвоения знаний в экстремальных условиях высокогорья (выше 3000 м над уровнем моря) крайне осложнен, что, в первую очередь, связано с кислородным голоданием и его негативным воздействием на различные функции человеческого организма, включая деятельность головного мозга
- учебная деятельность в экстремальных условиях высокогорья может осуществляться только на высотах ниже 4000 м (именно там, во время акклиматизационных спусков из расположенных наверху промежуточных лагерей, функции организма, включая познавательные возможности, более-менее нормализовались; когда человек находится в состоянии ощутимой гипоксии, постоянной бессонницы, отсутствия аппетита и, нередко, головной боли как следствия «горной болезни», очень тяжело заставить мозг напрягаться и думать о чем-то ином, кроме как о мерах по обеспечению элементарной выживаемости – только короткие курсы, состоящие из серии лекционных модулей и тестов, участниками эксперимента были успешно пройдены)
- программа психофизиологического тестирования на основе программно-аппаратного комплекса БОС-Пульс оказалась максимально щадящей по отношению к испытуемым в условиях Арктики и высокогорья (при ее выполнении не требовалось дополнительных усилий от поставленного в крайне жесткие условия, вынужденного каждую секунду «выживать» организма, а предварительная обработка данных показала, что в процессе тренингов достигалась и их основная цель – оптимизация функционального состояния; частота пульса на высоте 5200 м, даже в спокойном состоянии, как правило, превышала 100-110 ед. и только при спуске до 4000 м и ниже отмечалась нормализация сердечной деятельности).
Результаты экспериментов, выполненных лабораторией, послужили основой для масштабного обновления дистанционной образовательной технологии СГА с сокращением групповых лекций и увеличением доли индивидуальных занятий. Эффективность первого этапа изменений образовательной технологии была оценена через год после их внедрения – за счет индивидуализации образовательного процесса удалось сократить отчисляемость студентов после первого курса на 12%. Лабораторией, с участием Московского городского педагогического университета (МПГУ), было проведено в 2001 году сравнительное исследование эффективности обучения при обновленной дистанционной образовательной технологии и при традиционной. Куратором исследовательского проекта от Минобразования РФ выступил Л.С.Гребнев. В результате этого исследования эффективность дистанционной образовательной технологии была оценена на 20% выше, чем традиционной.
Эксперименты, выполненные Лабораторией, и последующий успех реализованных по их результатам инноваций определил дальнейший вектор развития дистанционной образовательной технологии СГА в сторону большей персонализации и настраиваемой электронной образовательной среды для каждого обучающегося.
Итоги арктической и тихоокеанской экспедиций, эксперименты, выполненные в базовом лагере Эвереста, оказались полезны для разработки системы психологического сопровождения студентов СГА, проживающих в районах высокогорья, Крайнего Севера, а также совмещающих обучение с работой на судах (моряки). Полученные данные помогли ученым НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН и биологического факультета МГУ в доработке систем тренинга с использованием принципов биологической обратной связи.
Лаборатория дистанционного обучения в экстремальных условиях продолжает свою работу и проводит испытания роботов-преподавателей, оценивая их помощь студенту, обучающемуся автономно и не имеющему возможности обратиться за помощью к «живому» преподавателю. В результате должна быть отработана социально значимая технология образования, подходящая для индивидуального обучения таких категорий студентов, как осужденные в исправительных учреждениях, люди, проживающие в районах с нестабильным доступом к сети интернет и т.п.
В 2018г. изменился статус лаборатории, она была преобразована в Экспериментальный центр развития образовательных технологий в экстремальных условиях (АНО «Лаборатория Фёдора Конюхова»).
Результаты научной работы Лаборатории опубликованы в статьях и монографиях:
- Каданкова Н.Н., Конюхов Ф.Ф., Крутий И.А. Опыт использования дистанционных образовательных технологий СГУ в экстремальных условиях. Труды СГУ, вып.10. М. СГУ, 1999. с.43-50
- Конюхов Ф.Ф. Наедине с океаном. Мое кругосветное плавание на яхте «Современный Гуманитарный Университет». — М. СГУ, 2000, 315 с.
- Зайцев В.В. Эколого-образовательная программа экспедиционных проектов Фёдора Конюхова в 1998-2001гг. Телекоммуникации и информатизация образования, № 6 (7), СГУ, М. 2001, с.97-101.
- Карпенко М.П. Современное образование: взгляд на проблему. Журнал Фёдора Конюхова, № 1, 2002, с. 116-119.
- Зайцев В.В. Проблемы информатизации образования в рамках экспедиционного проекта «По следам Великого шелкового пути». Телекоммуникации и информатизация образования, № 6 (13), СГУ, М., 2002, с.101-106.
- Зайцев В.В. Через СГУ ТВ – в единое образовательное пространство. Журнал «Телефорум», №1, ЕАТР, М., 2002г., с. 72-73
- Карпенко М.П., Зайцев В.В., Покровский С.Л. Экспедиционный проект «По следам Великого шёлкового пути». Тезисы Международного конгресса «Электронные СМИ Евразии: культурная общность в эпоху глобализации» (в рамках V Евразийского Телефорума), ЕАТР, М., 2002.
- Конюхов Ф.Ф., Зайцев В.В. Экспедиционный проект «По следам Великого шёлкового пути». Тезисы доклада на IV Международном симпозиуме «Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения», МГИДА, М., 2002.
- Зайцев В.В. По следам Великого шёлкового пути. Живописная Россия, Российский географический журнал, № 6, М., 2002.
- Зайцев В.В. Новые горизонты Шёлкового пути (результаты эксп.проекта «По следам Великого шёлкового пути», I этап). Тезисы доклада на I Международном симпозиуме «Великий шёлковый путь», International Black Sea University, Тбилиси, Грузия, 2003.
- Карпенко О.М., Зайцев В.В. Буер СГА для Антарктиды. Телекоммуникации и информатизация образования, № 4 (35), СГУ, М., 2006, с.78-81
- Зайцев В.В. Под парусом через Гренландию. Живописная Россия, Российский географический журнал, № 4, М., 2006, с.34-37.
- Конюхов О.Ф. Буер «Современная гуманитарная академия». Журнал Фёдора Конюхова, № 8, 2006, с.82-92.
- Зайцев В.В. По следам Великого шёлкового пути (I, II этапы). Экология и жизнь, вып.10-11, М., 2009-10.
- Зайцев В.В. Использование передовых технологий обучения при подготовке специалистов экстремальной сферы деятельности. Сборник «Экстремальная деятельность человека. Проблемы и перспективы подготовки специалистов», Тезисы докладов III Международной научно-практической конференции, РГУФКСиТ, М., 2007.
- Зайцев В.В. По пути Нансена (пересечение Ф.Конюховым Гренландии на собачьих упряжках). Журнал «Фактор риска», № 2, РГУФКСиТ, М., 2008, с.25-29.
- М.Карпенко, Ф.Конюхов. Экзамен принял Эверест. Журнал «Интеллект и технологии» №2 (3), М., 2012, с. 77-81.
- С.Васильев. Лаборатория во Льдах. Журнал « Интеллект и технологии» №2 (6), М., 2013, с. 82-91.
- Конюхов Ф.Ф., Зайцев В.В. Арктическая одиссея Фёдора Конюхова. Журнал «Экоград», № 9, М., 2013, с.74-81.
- С.Васильев. На веслах через Тихий океан. Журнал «Интеллект и технологии» № №1, 2014, с. 94-95.
- Л.Качалова, В.Зайцев. Тихоокеанский эксперимент одиночки. Журнал «Интеллект и технологии» №1, М., 2015, с.88-95.
- Панкова Н.Б., Качалова Л.М., Джафарова О.А., Чмыхова Е.В., Латанов А.В. Показатели вариабельности сердечного ритма во время высокогорного восхождения (экспедиция Ф.Ф. Конюхова на Эверест)/Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды. Материалы VI Международной научно-практической Конференции Челябинск, 08-09 ноября 2016 г.. Издательство: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета 2016. С. 290-294.
- Латанов А.В., Панкова Н.Б. Динамика выработки навыка управления сердечным ритмом по методике БОС-коррекции в условиях высокогорного восхождения. В книге: Нейронаука для медицины и психологии. Труды Международного междисциплинарного конгресса в рамках подготовки к XXIII Съезду Российского Физиологического Общества им. И.П. Павлова (Воронеж, 2017), посвященному 100-летию создания этого общества Иваном Петровичем Павловым. 2017. С. 253-254.
- Латанов А.В., Панкова Н.Б. Использование метода БОС-коррекции для оптимизации функционального состояния организма человека при высокогорном восхождении. Журнал «Экология человека», №4, М., 2018, с. 22-29.
Руководитель лаборатории СГА по дистанционному образованию в экстремальных условиях, путешественник-исследователь Ф.Конюхов в 2014 г. был награждён Золотой медалью РГО им.Н.Н.Миклухо-Маклая, а в 2017-м – орденом «Знак Почета». Награды вручал Президент РФ В.В.Путин.
Перечень док.фильмов и программ по тематике Лаборатории (автор – В.В.Зайцев, режиссер-документалист телеканала «Первый образовательный», участник совместных с Ф.Конюховым исследовательских экспедиций, ген.директор АНО «Лаборатория Фёдора Конюхова»):
- «В гостях у Фёдора Конюхова», 2000г.
- «Человек Планеты», 2001г.
- «Эксперименты» (цикл «Последам Великого шёлкового пути»), 2003г.
- «Заповедные земли» (цикл «Последам Великого шёлкового пути»), 2003г.
- «Кругосветчик» (программа «Под солнцем Ойкумены»), 2005г.
- «Красный буер для Антарктиды», 2006г.
- «По пути Нансена», 2008г.
- «СГА&Ф.Конюхов» (презентационный ролик), 2009г.
- «Академия на высоте!» (цикл «Эверест-2012»), 2012г.
- «Первый итог» (цикл «Арктика-2013»), 2013г.
- «Как это было (из первых уст)» (цикл «Арктика-2013»), 2013г.
- «Рождение лодки» (цикл Тихий океан-2014»), 2013г.
- «Мобильная лаборатория» (цикл «Тихий океан-2014»), 2014г.
- «К вопросу о климате» (цикл «Тихий океан-2014»), 2014г.
- «Ойкумена Фёдора Конюхова» (медиапроект, 15 выпусков), 2016-17гг.
- «Кругосветка на лодке «АКРОС». Старт», 2018г.
Вышеперечисленные фильмы, показанные по общероссийскому каналу «Первый образовательный» и отмеченные, в большинстве своём, дипломами лауреатов и номинантов различных кино-телефестивалей, можно посмотреть на сайтах sgutv.ru, konyukhov-world.ru, в YouTube.